лингвистика когнитивная

лингвистика когнитивная
        ЛИНГВИСТИКА КОГНИТИВНАЯ — направление в языкознании, сложившееся в 70-х гг. 20 в и приобретшее широкую популярность в США и в Европе. У многих авторов (преимущественно в США) принято также название «когнитивная грамматика», обусловленное расширительным пониманием термина «грамматика» в англоязычной лингвистике. В отечественной литературе часто используется выражение «когнитивная семантика».
        Основная познавательная установка Л. к. состоит в объяснении языковых явлений с помощью моделирования ментальных структур и процессов, недоступных непосредственному наблюдению. Наибольшее значение придается описанию способов представления и переработки знаний. Последние рассматриваются в когнитивной лингвистике как объективно существующая ментальная реальность, не зависящая от языка, а, напротив, детерминирующая процессы порождения и восприятия языковых выражений. Исследовательские принципы, положенные в основу Л. к., являются развитием идей Н. Хомского и связанной с его именем генеративной лингвистики (см. Лингвистика генеративная). Однако если Хомский и его последователи рассматривают структуры сознания лишь постольку, поскольку они являются механизмами порождения языковых явлений, то для Л. к. язык выступает средством выражения когнитивных процедур и систем представления знания, которые могут моделироваться сами по себе. Поскольку в центре внимания оказываются не языковая (как у Хомского), а когнитивная деятельность, Л. к. можно квалифицировать не только как направление в языкознании, но и как раздел так называемой «когнитологии» (cognitive science), предметом которой является структура и функционирование знания. Вследствие этого Л. к. рассматривается чаще не как естественное продолжение, а как альтернатива генеративной лингвистике. Показательно, что представители каждого из этих направлений, как правило, относятся к представителям другого как к оппонентам. Вместе с тем Л. к. обнаруживает существенную близость к генеративной, поскольку представляет собой возможную альтернативу тем направлениям в теории познания и философии языка, которые рассматривают язык в качестве исходной реальности. Таковы, в частности, исследовательские направления, ориентированные на языковую прагматику (см. Прагматика) и делающие основным предметом рассмотрения публично интерпретируемые, интерсубъективно значимые факты употребления языка. Для таких направлений ментальные структуры, связанные с представлением и обработкой знания, есть нечто вторичное и, как правило, неинтересное для исследователя, поскольку знание возникает и существует только в рамках коммуникативной языковой деятельности. Л. к. предполагает совершенно иную концепцию знания, рассматривая его как факт сознания, обусловленный человеческой психикой и физиологией.
        Появление Л. к. в начале 1970-х связывают с работами амер. лингвиста У Чейфа, посвященными объяснению структуры англ. предложений (прежде всего, порядка слов и интонаций), а также грамматических категорий определенности/неопределенности, Чейф объяснил порядок слов и интонационную структуру предложения характером когнитивных усилий, прилагаемых говорящим для актуализации передаваемой в этом предложении информации. В структурировании языкового выражения, согласно Чейфу, важно то, из какой глубины памяти извлекается знание о сообщаемом событии. Категории определенности и неопределенности Чейф предложил интерпретировать не с точки зрения контекста речи (как это делалось традиционно), а также с чисто когнитивных позиций. Так, употребление определенного артикля указывает на присутствие в памяти концепта, соответствующего именной группе, к которой он относится. Таким образом, для объяснения языковых явлений исследователь предложил ряд гипотез о структуре памяти и способах обращения к ней. Особенность методологии Л. к. состоит в том, что основные теоретические гипотезы носят психологический характер. Лингвистические явления (точнее, их описания) выступают при этом в качестве экспланандума. Вместе с тем лингвистический материал привлекается для верификации (или фальсификации) психологических положений. Существенную роль в исследовании играет при этом, с одной стороны, интроспекция (с помощью которой выдвигаются основные психологические гипотезы), а с др. — языковая интуиция, позволяющая исследователю подбирать релевантный лингвистический материал.
        В подходе к языку Л. к. исходит из доминирующего положения языковой семантики. Этим она также отличается от генеративной лингвистики, обращающей внимание, прежде всего, на синтаксис. Языковые выражения значимы именно в силу того, что выражают некоторую внеязыковую реальность, а именно знание. Поэтому все исследования, ведущиеся в рамках этого направления, можно характеризовать как исследования семантики. Как синтаксический, так и прагматический аспекты считаются второстепенными, производными от способов представления и обработки знания. При этом языковая семантика, в рамках когнитивной лингвистики, оказывается исчерпана областью смыслов. Поскольку значения языковых выражений существуют лишь в рамках когнитивной деятельности, то из языковой семантики уходит понятие референции (Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца 20 века. М., 1995. С. 306—307).
        С момента своего появления Л. к. тесно связана с научными исследованиями и инженерными разработками по созданию систем искусственного интеллекта. Компьютерная имитация функций сознания неизменно сталкивается с необходимостью использования больших объемов знания. Поэтому с самого начала исследований в этой сфере велась разработка программных средств представления, хранения, поиска и переработки знаний. Значительная часть теоретических моделей Л. к. прямо связана с решением такого рода задач. В частности, формальное описание когнитивных процессов используется для создания систем компьютерного понимания естественного языка. С др. стороны, компьютерный эксперимент часто используется для верификации гипотез о когнитивной деятельности человека. Тот факт, что компьютер правильно оперирует с языковыми выражениями, рассматривается как подтверждение адекватности теоретической модели сознания, с помощью которой создавалась соответствующая программа.
        Г.Б. Гутнер

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "лингвистика когнитивная" в других словарях:

  • Когнитивная лингвистика —     Лингвистика …   Википедия

  • Когнитивная география — направление географии, изучающее пространственные представления, механизмы их формирования и использования в различных аспектах человеческой деятельности. Содержание 1 Общие сведения 2 Когнитивная география в России …   Википедия

  • Когнитивная система — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 ноября 2012. Пока процесс обсуждени …   Википедия

  • Когнитивная этология — (лат. cognitio  знание)  наука, изучающая интеллект животных. Под интеллектом понимают способность к осуществлению процесса познания и к решению проблем, возникающих при освоении нового круга жизненных задач. Современные научные… …   Википедия

  • КОГНИТИВНАЯ НАУКА — (от лат. cognito познание; англ. cognitive science наука о процессах познания) область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие мыслительные процессы с помощью информационных моделей. Включает дисциплины: эпистемологию,… …   Философская энциклопедия

  • Когнитивная наука — в самом широком смысле слова  совокупность наук о познании  приобретении, хранении, преобразовании и использовании знания, в узком смысле  «междисциплинарное исследование приобретения и применения знаний». Основные составляющие когнитивной науки… …   Википедия

  • КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА — КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА. Лингвистическое направление, в центре внимания которого находится язык как когнитивный инструмент, система знаков, определяющая презентацию, кодирование и преобразование информации. К. л. рассматривается в современной… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • КОГНИТИВНАЯ НАУКА — (англ. cognitive science) широкая междисциплинарная область исследований и знаний, а также совокупность многих дисциплин, которые изучают преимущественно интеллект (разум), но делаются попытки охватить всю психическую сферу. В этой области… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Лингвистика —     Лингвистика …   Википедия

  • когнитивная лингвистика — Направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент – система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и трансформировании информации. В сферу КЛ входят ментальные основы… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»